Всегда существовали споры среди музыкантов нужна ли экранировка инструмента как такова. Одни доказывали что в обязательном порядке- другие, что это все чепуха и по большей мере шаманство. Развеить мифы может только большая сцена, и когда выходиш, подключаеш свой любимый инструмент который никогда раньше дома у тебя не фонил- и вот тебе- писк-шум- щёлканье и куча гадости откуда то вдруг берущиеся не с того ни с сего. А дело всё в том что инстремент может быть даже фирменным Фендер Телекастер и фонить больше чем китайская подделка типа Фил-Про. В чём же тут дело? А прикол весь в екранировке и правильной комутации проводов, разведении земель в инструменте. По этому- вердикт- экранировать обязательно и правильно комутировать проводку. За дело.
Практика. Есть куча статей и наглядных примеров про комутацию електроники внутри инструментов. По этому разберем пример на одном из инструментов который довелось мне экранировать всего несколько дней назад. На гитаре стоят: 2- хамбакера, 2-регулятора громкости и 1-тембр.
1-й Пот B500к 2-й Пот В500к 3-й Пот А500к (на нём кондёр 22nF)
3-х позиционный переключатель.
Фото: заводская сборка Индонезийцов =) Любуемся =)
Если присмотреться к разводке можно нащитать до нескольких десятков земляных петель, плюс качество проводов, плюс их длина, плюс качество графитного экранного покрытия- в итоге от всего этого получаем массу возбудов, ухудшение качества проходящего звука от звукоснимателей и еще куча неприятностей на нашу голову.
По этому подготавливаем инструменты: Паяльник, канифоль, припой, провода от о,7 квадрата (не экранированные!) мягкие не жёсткие в изгибе, нож, алюминивою или медную фольгу, клей и приступаем к делу.
-Откручиваем все поты, переключатель, гнездо входа джека. - Перерисовываем в тетрадь разводку проводом с указанием цветов что бы знали потом что куда спаивать если с схемотехникой туго. - Отпаиваем все эти провада и выкидывем у мусороное ведро. - Вынимаем всё из нутри. Остануться торчать только провода от звукачей и провод "земли "от струнодержателя или "машинки". - Берём клей и листок алюм фольги и все стенки в ложбине до самых краёв заклеиваем. Смотрите- осторожно приглаживайте к стенкам что бы фольга не порвалась, тонкая она зараза =). -Также клеим фольгу на пластмасувую крышку которой закрывкется внутрянка. - После- вкручиваем все поты и переключатель на место- предварительно подложив диелектрики(к примеру куски изоленты) под места контактов у потов- но что бы сам пот контактировал обязательно с фольгой. Паять провода станет немного неудобно- зато можно будет подпаять провода самой минимальной длины- что оч. важно! - Распаиваем всё толстыми проводами как можно короче длины, но не в натяг! оставляя их немногос вободно- чуть-чуть.
- Место где вкручивается гнездо джека очищаем от графитного напыления и тем самым ограждаем контакт его от основного экрана-фольги. Припаиваем провода к нему. Один контакт пойдёт на общую точку земли- это масса которая и будет контактировать с фольгой. Второй на "+" пота тембра. В конечном итоге должно получиться вот так:
Заключение:
Провода: брать толстые и делать покороче и неэкранированные. Почему? Чем толще сечение- тем меньше его сопротивление что для звука хорошо. Чем короче- тем меньше будет ловить наводок. Все екраны у экранированных проводов- это паразитные ёмкостья что для звука очень не хорошо. Это всё кратко и без теорий.
Все вопросы по помехам и прочим мелочам можете читнуть здесь, это материалы выложенные друзьями с GTLab технарями и знающими свое дело людьми:
1. http://users.iptelecom.net.ua/~miroshko/mirpassive/ 2. http://www.guitarplayer.ru/forum/index.php?topic=38804.0
Пы.сы. Не стройте илюзий, абсолютно всех помех экранированием гитары вы неизбавитесь, по тому как есть оч. большое разнообразие источников наводок.(Смотрите и читайте материалы по ссылкам приведённым выше). Окончательно добиться тишины мне лично удалось заземлив экран гитары на батарею. =) Динамики очень приятно замолчали и наступила тишина =))) я подумал что инструмент не исправен и дёрнул за струны, и она откликнулась чистым звуком без зудежа и шипений.)))Отлично. Раньше и заземление не помогало от наводок.
В качесте постояннного заземления я категорически не рекомендую применять батарею и трубы отопления в багатоэтажных домах, так как очень часто сварщики любят кидать провода от сварочных апаратов именно на нее =)) Почему? А фиг его знает, когда сгорит усилок или датчики на гитаре или ещё хуже- шарахнет током, тогда можно будет долго рассуждать и философствовать на этут тему. =)))
Схему правильной разводки гитрары привожу ниже:
Все точки заземления вести отдельными проводами и спаять в одной точке на любом из трёх корпусов переменных резисторов. Конденсатора это тоже касается. Выходное гнездо должно быть изолировано от фольги-экрана и контактировать с ним только через провод который прикреплён с остальными землями. Третья нога Тембра висит в воздухе- никуда ее не припаиваем.
|